Если вы учились на экономической специальности, то наверняка проходили такие предметы как предпринимательство, планирование, менеджмент? Значит составляли бизнес-план, производили расчеты, строили графики. Да, вы молодцы. Но на практике бизнес план, который вы составляли в институте и который нужен для открытия собственного дела – это разные вещи.
Мы знаем, что достаточно найти шаблон бизнес-плана в интернете, и можно составить свой собственный. Но на деле все по-другому. Что бы вы ни начали, это будет что-то новое, непохожее на другие бизнес-проекты. Даже если это будет очередной тысячный магазин одежды в городе, у него будет свое окружение, свои внешние и внутренние факторы развития, своя цель.
В данной статье мы попытаемся раскрыть все карты и передать вам наши знания для успешного бизнес-планирования.
Как составить правильный бизнес план?
Бизнес-план должен соответствовать следующим пунктом: • простота – абсолютно любой человек должен понимать суть и цели вашего бизнес-плана.
• краткость – документ должен содержать в себе только самые важные цифры, конкретные факты и предложения. Не нужно «лить воду». Никто не будет вчитываться в 50 страниц замысловатого текста. Хватит и десяти.
• наглядность. Постарайтесь, чтобы ваш бизнес план содержал яркие графики, картинки. На людей положительно воздействует все красивое.
Не все люди одинаковы сильны интеллектуально. Некоторые могут даже не понять, что из чего следует в вашем проекте, если вы его написали слишком заумно. Если хотите, чтобы в ваш проект инвестировали, вам нужно постараться максимально упростить свой бизнес-план, но при этом показать все его преимущества. Конечно все зависит от ситуации, в некоторых организациях лучше показать всю свою дотошность, чтобы у них отпало желание копаться в вашем плане, и они вам на отмах могли дать первоначальный капитал. Но если вы желаете более серьезной поддержки, отнеситесь к данному совету со всей ответственностью.
Зачем нужен бизнес план.
Бизнес-план нужен для: 1. Для кредитора; 2. Для самого предпринимателя;
3. Для биржи труда;
Если вы составляете бизнес-план в первую очередь для инвестора, то ему необходимо доказать, что иметь дело с вами – выгодно в первую очередь для него. Покажите срок погашения долга, сколько процентов за кредит вам придется отдать. На что инвестор будет обращать особое внимание, так это на возможные провалы. Биржа труда будет смотреть на то, как много людей вы сможете обеспечить работой. Так что постарайтесь письменно зафиксировать, что в штате вы будете работать не один и ваши шансы на поддержку со стороны государства сразу повысятся.
Но в первую очередь бизнес-плана нужен для себя любимого! Вы должны четко представлять все денежные потоки, вы должны знать конечную цель, в голове и на бумаге необходимо упорядочить ваши дальнейшие действия. Ваша «личная боль» – это то, в каком направлении вы идете и дальнейший прогноз вашего бизнеса.
Типовая структура бизнес плана.
Наиболее удачная структура бизнес-плана на мой взгляд следующая:
– титульный лист;
– бюджет – краткое описание фирмы; -выход их появившихся затруднений; – рыночныйпотенциал; – используемая технология; – бизнес-модель; – график и экономические показатели; – персонал;
– предложения.
Стоит ли поручать составление бизнес плана профессионалам?
Ни в коем случае не отдавайте разработку вашего детища чужим людям. Аутсорсинг не знает ваших желаний и целей, он видит вашу фирму под своим углом, скорее всего не тем, которым видите вы. Да и потом затратное это дело – просить кого-то сделать за вас вашу работу. Вы же это сами можете сделать бесплатно.
Как обозначить ключевые показатели эффективности.
В бизнес-плане обязательно должны быть показаны значения основных экономических показателей эффективности. Без них просто невозможно будет двигаться дальше. Такие показатели как прибыль, рентабельность, оборачиваемость должны быть однозначно, не говоря уже о тех, которые зависят от вашей специфики работы.
Как прогнозировать финансовые показатели.
Прогноз – это наиболее интересная часть бизнес-плана. Также она очень важна многим кредиторам. И её неверное составление может привести вас к краху. Особенно если вы ошиблись по показателям выручки. Дело в том, что если вы создаете бизнес с нуля, то у вас соответственно нет никакой конкретики. Цифры вы скорее всего берете «с потолка», и конечно же без ошибок прогноз в таком случае сделать затруднительно. Самый верный прогноз может быть сделан если фирма функционирует уже продолжительное время. Если вы покажете ваш бизнес-план инвестору с прогнозом «скорее всего так будет, потому что я так чувствую», то на 99% это неудача. Без конкретных цифр, без статистики лучше пока попридержите прогноз у себя в голове, но не на бумаге.