Далеко не новой идеей является организация сервисного центра по продаже билетов, однако такая идея постоянно обеспечивает прибыль (особенно в летний сезон), поэтому она очень перспективна. Регулярно продается огромное количество билетов на поезд, самолет, морские и речные суда, а также на междугородние автобусы. Так, в Москве зарабатывают на продаже различных билетов около полутора тысяч билетных касс, принадлежащих к десятку крупных агентств, занимающихся продажей билетов – тикетингом.
Несомненное удобство потенциальных пассажиров является основным фактором в организации подобных предприятий, так как более четверти покупателей приобретают билеты кассах коммерческих структур только для того, чтобы сэкономить свое время. Количество таких людей постоянно растет. Согласование сервисных сборов независимых касс с перевозчиком – непременное условие, в связи с этим всего на пятьдесят рублей может отличаться их размер.
Несомненно, альтернативой подобным кассам может выступать бронирование билетов он-лайн (например, у РЖД). Однако ввиду несовершенства этой услуги на сегодняшний день, она не очень устраивает пассажиров.
«Электронный билет» в любом случае предполагает заполнение обычного бланка, следовательно, все равно придется посетить вокзал и забрать билет в кассе, при этом очереди никуда не денутся. Еще одним недостатком такой системы будет обстоятельство, при котором нельзя оформить льготный билет или переоформить ранее приобретенные билеты. Кроме всего прочего (из опыта пассажиров), в кассах вокзалов не всегда могут выписать билет, проданный на их он-лайн сервисе, т.к. просто не умеют этого делать. И самое главное, что Российские железные дороги также берт комиссию при оформлении билетов, как и независимые кассы. Таким образом, внедренная новая система про продаже билетов, явно нуждается в доработке.
Преимуществом сервисных центров является расширенный сервис, который включает не только продажу самих билетов, но и оказание услуг по доставке билетов на ваше усмотрение (в офис или на вокзал), а также то, что они принимают оплату в различной форме, кроме уже названных очередей, а значит и потраченного времени. При этом не исключается возможность того, что вам продадут самые дорогие билеты, а не те, которые устроят вас, в том числе и по цене.
Практический опыт показывает, что билетная касса окупается за два-три года. А для начала вашей деятельности вам нужно: 1) зарегистрировать свою фирму; 2) стать дилером крупного перевозчика (РЖД или Аэрофлота); 3) иметь в наличии финансовые ресурсы, т.е. банковские гарантии и депозит (именно депозитные услуги в основном и предоставляются крупными перевозчиками).
На начальном этапе вашего бизнеса вам желательно стать субдилером или представителем крупной компании занимающейся тикетингом. Это нужно для того, что крупные перевозчики, особенно обладатели монополии, работают чаще всего с теми компаниями, которые могут обеспечить продажу максимального количества билетов.
Доходы от продажи билетов РЖД образуются в результате взимания «сервисных сборов» (дополнительная сумма к стоимости самого билета) и продажи дополнительных услуг. Размер сервисного сбора может устанавливать каждая компания по своему усмотрению, обычно он составляет от ста до ста пятидесяти рублей, и 250-300 рублей будет стоить доставка билета клиенту.
РЖД предъявляют к агентам по продаже билетов конкретные требования:
• оборудование помещения под точку продаж удобное местоположение, отсутствие прямых конкурентов вблизи этой точки, и самое главное – надежное подключение к сети Интернет.
• 35 000 рублей – стоимость аккредитации будущего агента.
• 100 000 рублей необходимо потратить на приобретение специального принтера для выписки билетов.
• 15 000 – 20 000 рублей понадобятся для подключения к системе бронирования «Экспересс».
Необходима плюс ко всему этому стандартная офисная мебель и оборудование.
• 15 000 рублей на человека – стоимость курсов для кассиров, где они обучаются принципам работы в системе.
• агенты обязаны иметь депозит в банке, размер которого должен быть не менее 10 процентов от объема продаж в месяц.
Так, первоначальные ваши вливания в открытие подобного бизнеса составят не меньше ста восьмидесяти тысяч рублей еще до заключения агентского договора с РЖД.
В дальнейшем дополнят ваши ежемесячные траты следующие расходы: плата за обслуживание системы «Экспресс» — 4,5 тысячи рублей; заработная плата не менее двух кассиров; заработная плата курьера. Кроме того, определенные суммы понадобятся на содержание депозита, офиса, а также на рекламную компанию вашего агентства. Эти расходы вам придется окупать с помощью сервисного сбора, который составит от ста до трехсот рублей с каждого билета.
Статистика РЖД показывает, что каждый год в нашей стране продается в среднем 560 000 – 620 000 билетов, продажа который увеличивается (до 900 000 билетов) в разгар отпусков. Независимые агентства при этом реализуют примерно четвертую часть от этого числа.
Хорошее агентство продает 350-375 билетов в обычные дни, за счет сервисных сборов образуется, таким образом, прибыль в размере 70 000 – 80 000 рублей.
Депозит при этом составляет 1 000 000 рублей (не меньше), это, несомненно, вряд ли доступно малому бизнесу. Более мелкие агентства зарабатывают на таких сборах 12 000 – 16 000 рублей, продавая по 60-80 билетов ежедневно. Это более рентабельно, так как подобные кассы продают не только билеты на поезда, но и авиабилеты, а также билеты на междугородние автобусы. Центры, в которых реализуют различные билеты, а не билеты одного перевозчика, гораздо больше привлекают покупателей.
Субагентство не требует больших вложений на начальном этапе и может заниматься любым другим видом деятельности, а продажа билетов может приносить дополнительный доход сервисным центрам в деловых центрах, а также различного рода туристическим агентствам.
Недостатком такого бизнеса будет ограничение их прав, так как у таких фирм нет прямого доступа в систему бронирования.
Взаимодействие агента и субагента может быть различное. Самый простой способ: субагент бронирует билет у агента и оплачивает его через курьерскую службу. Более удачный вариант: субагент работает в системе агента, поэтому может распечатать билет на своем принтере, имея единые бланки билетов.
Что необходимо для открытия сервисного центра по продаже железнодорожных билетов?
Эта информация уже была представлена выше, поэтому просто упорядочим ее:
1. Получение аккредитации точки продажи в РЖД, которое занимает три-четыре месяца и стоит 35 000 рублей.
2. К расположению и оборудованию точки продаж РЖД предъявляет жесткий перечень требований.