Плюсы и минусы франшизы

Франчайзинг становится все большее популярным в России. Сегодня это очень быстро растущее и перспективное направление развития бизнеса. Франчайзинг – вид предпринимательской деятельности, при которой одна фирма с известной торговой маркой и стабильным положением на рынке, заключает договор с другими юридическими лицами или ИП на право передачи определенного вида бизнеса. Конечно, все это платно, но фирма, передающая вам права (франчайзер), также передает свой опыт ведения дела и уже выстроенную годами успешную бизнес-модель.

Если вы новичок в бизнесе, то покупка франшизы один из самых удачных вариантов, чтобы начать свою деятельность с нуля. Перечислим некоторые плюсы. Во-первых вам не потребуется разрабатывать собственную идею, вы берете уже готовую – со всеми его наработками. Вы получаете готовы бизнес-план со всеми нюансами и маркетинговыми стратегиями.

Т.к. франшиза – это сервисная илипроизводственная программа, которая включает маркетинг, рекламу, бренд, производственную технологию, даже стиль помещения и способ обучения персонала. Кроме того, ваш бренд уже узнаваем, вы знаете, что он востребован и знаете на чем нужно акцентировать внимание.

Конечно же и у франшизы есть свои плюсы и минусы.

Прежде чем вы подпишите договор о франшизе, вы должны понимать, что будете всегда под контролем тех, у кого приобрели права на бизнес. Вы будете ограничены в контроле некоторых дел вашего предприятия. Вы обязаны в какой-то степени выполнять правила компании, соответствовать их стандартам ведения бизнеса.

Вы не сможете реализовать какие-то идеи, пока вам на это не дадут соответствующее разрешение. Ваша репутация также полностью зависит от франчайзера. Помимо успеха, франчайзер может и потерпеть фиаско, что непременно отразится на ваших делах. Помните об очень серьезной статье затрат: вы должны вносить свои средства в общие маркетинговые идеи, выплачивать роялти и другое.

До того, как вы заключите договор, нужно много для себя решить и ответить на несколько вопросов:

  1. Нравится ли вам то, что вы будете реализовывать на рынок?
  2. Вы на самом деле хотите заниматься этим и вести такое франшизное предприятие со всеми его условиями и ограничениями?

Далее советуем провести анализ тех преимуществ, которая даст вам франшиза. Здесь нужно проработать следующие вопросы:

Возможность франшизы:

  1. Согласие юрисконсульта на договор франшизы;
  2. Предоставление юридической свободы на данной территории или контроль;
  3. Степень взаимодействия с другими компаниями-франшизами, которые продают товар или услугу из той же категории, что и вы;
  4. Причины разрыва договора и стоимость процесса.
    Стоит понимать, что если франчайзеру не понравится что-либо в вашей работе, а причины могут абсолютно разные, он вправе отказаться от сотрудничества с вами. Например, вы не выполняете требований по обслуживанию клиентов как это принято, злоупотребляете имиджем компании или вы не выполняете план по продажам, скрываете цифры или не предоставляете нужных вовремя документов. Все это не приводит ни к чему хорошему.
  5. Оплата за репутацию, которую вы создали, в случае продажи франшизы;
  6. Проштудируйте все компании, которые предоставляют право франшизы. На рынке очень много предложений. Возможно, что некоторые продают такое право, только из-за того, что доверчивые бизнесмены переоценивают стоимость компании, бренда и покупают у них франшизу. Хотя выгоднее было бы самому открыть новую компанию.

Франчайзер:

  1. Сколько лет франчайзер работает на рынке;
  2. Мнения о франчайзере от предпринимателей, владеющих его франшизой;
  3. Представление франчайзером заверенной финансовой отчетности одного или более франшизированных предприятий;
  4. Содействие помощи в таких областях как: – программа подготовки управленческого персонала:– стратегия рекламы;

– программа подготовки работников; – идеи по коммерческому планированию; – финансирование;

– места для расположения предприятия;

  1. Обеспеченность франчайзерадостаточными финансовыми средствами, для оказания финансовой помощи и поддержки в расширении;
  2. Статус компании франчайзера;

Вы должны знать всю информацию о своем франчайзере. Сейчас информация доступна, не поленитесь залезть в интернет и найти информацию, также можно читать деловые альманахи, различные журналы и газеты. В дальнейшем все знания пригодятся. Изучите структуру компании, попросите представить вам полный отчет о его деятельности.

Справка должна состоять из следующих пунктов:

  1. Финансовые отчеты;
  2. Описание всех возникающих казусов и спорных моментов между сотрудниками компании;
  3. Детальная информация о всех платежах, которые нужно внести, чтобы начать бизнес;
  4. Сообщение об участии во франшизе известных лиц или общественных деятелей;
  5. Поименный список других франшизодержателей;
  6. Чеки и другие документыо различных притязаниях на доход, сделанных в отношении франчайзи.

Ваша компания:

  1. Готовность отказаться от определенной свободы в действиях взамен преимущества, предоставляемые франшизой;
  2. Первоначальный капитал, требуемый для франшизы и процесс ведения деятельности компании до того, как она окупится;
  3. Достаточность знаний и опыта для работы с франшизером, клиентами и сотрудниками;
  4. Вопрос об источнике финансирования;

Необходимо четко рассчитатьсвои расходы. Готовьтесь к тому, что будет много незапланированных затрат.

Чтобы минимизировать риск, нужно подготовить кассовый бюджет, который определит все расходы, включая:

  • Первоначальный капитал для вступления в франшизную систему;
  • Отчисления за рекламу (взимаются лишь некоторыми франчайзерами);
  • Периодические платежи (роялти);
  • Капитальные вложения в открытие бизнеса.
  • Текущие активы.

Рынок:

– Товар, который вы будете продавать, его присутствие на вашей территории;

– Анлиз и прогноз спроса и роста количества потребителей в течение последующих нескольких лет;

– Анализ конкурентов в области данного товара или услуги со стороны различных фирм.

Только проанализировав все вышеуказанные вопросы, вы сможете принять решение о дальнейших действиях.