Рынок франчайзинга в настоящее время стремительно развивается, и это не вызывает удивление, так еженедельно появляется пара тройка новых франшиз в совершенно разных сферах бизнеса.
В какой нише лучше выбирать франшизу?
В нашей стране это явление остается малоизученной отраслью бизнеса, не смотря на большой объем информации. А вот попытки проанализировать объемы, не всегда дают точные результаты в связи с тем, что в статистику могут попасть различные ложные франшизы или еще только «анонсированные», развитие которых еще не началось. Но, определенные выводы уже можно делать сейчас. За прошлый год, на нашем рынке зарекомендовали себя около ста франшиз.
Главная особенность – это увеличение сегмента услуг в общем количестве всех франшиз. 55% от всех Франшиз составляют их наличие в торговле, но их количество постепенно снижается. Наметилась тенденция развития франшиз в различных регионах нашей страны. К примеру, в начале двухтысячных более 90% всех франчайзеров были сконцентрированы в Москве. А в регионах ими славились лишь города миллионеры.
А за последние годы в столице количество франшиз уменьшилось до 72 % в то же время, пошла массовая активизация регионов нашей страны. Сегодня можно найти 4-5 франшиз в небольших городах, которые могут распространяться и на соседние регионы. Для наглядного примера можно привести город Иваново, именно этот город считается родиной франшиз розничной торговли ортопедических постельных принадлежностей «Орматек», магазины «Beer Gamer House», «Quattro», и не стоит забывать о журнале «HECD»
Традиционные ремесла и поддержка малого и среднего бизнеса в регионах способствует росту числа франшиз, которые будут все больше отнимать место на рынке у столичных аналогов.
Важной закономерностью стало появление отечественных франшиз, и потеря актуальности зарубежных. Это связанно с тем раскрученные зарубежные концепции стоят очень дорого, и проще их переиначить на свой лад и выдать за свои.
По рассказам аналитических служб ожидается увеличение бюджетных франшиз. Появятся новые концепции в сферах общественного питания, таких как фастфуд, булочных и кофеен.
Как стать франчайзи?
Более подробно открытие своего бизнеса с помощью франшизы можно рассмотреть на примере кофейни. Еще несколько лет назад, кофеен было так мало в нашей стране, что увидеть ее можно было разве что в кино, теперь их большое количество во всех городах нашей страны. Но это заведение не стоит рассматривать только, как место где человек может перекусить. Это место создано для отдыха людей, которые пришли не только поесть, но и весело провести время в дружеской и яркой обстановке. Плюс нужно подумать о зонах для тех, кто курит, и некурящих.
Главным фактором успеха является расположение. Кофейню лучше всего основать на перекрестках оживленных улиц, где интенсивные потоки пешеходов. Она должна быть площадью не менее 150 кв. м, оснащена кухней для приготовления различных блюд, обставлена хорошей мебелью и обеспеченна зоной бесплатного WI-FI. Аренда такого помещения влетит в копеечку. Но при соблюдении вышесказанного ваша затея «не прогорит».
Выбираем грамотно.
Многие мечтают стать предпринимателями. Для того чтобы купить франшизу необходимо для начала решить: выгодна ли для вас эта сделка, и насколько ответственен владелец франшизы. Если все вас устраивает, то вы уже можете сразу приступить к торговле товарами известного бренда, и получать при этом поддержку со стороны его владельца.
Покупка франшизы, безусловно, позволит вести собственный бизнес в форме инвестора. При покупке франшизы, вы можете потратить кругленькую сумму, вплоть до нескольких тысяч долларов, но зато получите право использовать бренд франчайзера, а так же помощь в открытие торговой точки, и даже инструкции по обслуживанию и управлению. Многие обеспечивают постоянную поддержку, выдают бесплатный номер тех. поддержки и другое.
От вас же потребуется контроль над бизнесом, и некоторые обязательства по бизнесу. И вот пример составляющих обычной франчайзинговой системы.
Вы сможете вносить нижеперечисленные виды оплат взамен на получение прав использования наименований франчайзера и его помощь.
- Начальная оплата франшизы обычно не возвращается, составляет примерно несколько тысяч долларов. Аренда помещения, покупка оборудования, чисто ваши затраты. Лицензирование вашей деятельности и страховка будут оплачиваться из вашего кармана. Некоторые франчайзеры могут потребовать плату за продвижение вашей точки по своим каналам связи.
- Роялти – стабильные выплаты, ориентируемые на процентах от еженедельной или ежемесячной прибыли, при этом, даже если ваша точка не смогла еще принести ощутимый доход.
- Плата за услуги рекламы, вероятнее всего будет возложена на вас. Часть, которой уйдет на рекламирование бренда в государственных масштабах, но не вашего магазина.
Узнать какие виды франчайзинга вам доступны на самом деле легко. Можно обратившись в столичный центр франчайзинга, или же в торго-промышленную палату, если вы в другом городе. Там помогут с необходимыми публикациями. Сначала вам предложат заполнить необходимые анкеты, затем начнется ознакомление с видами предложенных франшиз. Чтобы разобраться более углубленно потребуется посещение работающих по данному типу предприятий.
Желательно обратить в первую очередь внимание на внутренний и внешний вид предприятия. Проведите оценку обслуживания персоналом и менеджерами, выявите общие черты с обычным магазином, а так же найдите что присуще чисто франчайзинговой структуре.
Следует понимать, что большинство предприятий во франчайзинге основываются на прямом обслуживании клиентов. Вы обязаны знать современные стандарты, и уметь организовывать свою команду.
До того, как вы окончательно примите решение, вам важно понять формы и структуры франчайзинга.
Вам необходимо ознакомиться с основными формами ведения этого бизнеса за рубежом, для этого нужно встретиться с предпринимателем. После того, как вы узнаете все тонкости и применения франшизы в различных областях бизнеса, вам можно будет приступить к поиску наиболее подходящей для вас.
Во что вкладывать выгодно, а во что – удобно?
Для этого важно ознакомиться с международным каталогом франшиз. Его можно найти в международной ассоциации франчайзинга, издаваемой в столице США. В этом издании легко найти тысячи различных франшиз, а так же информацию, которая окажется полезной для вас. Среди 70 отраслей хозяйства вы можете выбрать то, что понадобиться здесь и сейчас. Исходя из мнения экспертов, лучше всего связываться с такими гигантами бизнеса как: «Лукойл», «Subway», «Zara», Макдональдс, «Дикая Орхидея», «Адидас», «IKEA» и многие другие.
Виды франшиз.
Чаще всего франшизы бывают товарные, производственные, деловые и сервисные.
Товарная франшиза – это возможность продажи товаров определенного бренда от имени самого франчайзера. Который и поставляет продукт в магазины своих дилеров. Установка цены уже будет на вашем усмотрении как дилера.
Франчайзи имеет право осуществлять гарантийное и предпродажное обслуживание клиентов, но не может заниматься продажами товаров конкурентных фирм. Стоимость этой франшизы варьируется от востребованости определенного бренда. При этом роялти суммируется из цены за товар, затрат на производство, объема прибыли и продаж, и некоторых других составляющих. Выплаты должны быть согласованны напрямую с франчайзи.
Производственная франшиза приобретается для изготовления и последующей реализации товаров.
Она позволяет вам заниматься изготовлением определенной продукции, некоего бренда и в дальнейшем реализовать ее. Но при строгом соблюдении технологических норм и качества установленных фирмой-франчайзи.
Деловая франшиза на данный момент является самой распространенной в России.
Она подразумевает покупку лицензии у большой фирмы маленькими компаниями, с целью открытия одного или нескольких магазинов. Для того чтобы от их имени заниматься торговлей. Это уже полностью готовый бизнес. Здесь цена будет зависеть главным образом от деятельности определенного предприятия.
Сервисной франшизой считается реализация прав на осуществление определенного вида деятельности. При этом используется метод франчайзера, и его торговый бренд. Он же предоставляет возможность запуска подобного дела, и набор запатентованных идей и прав, которые передаются франчайзи, по договору.
Приобретая франшизу, следует помнить, что ее покупка отнюдь не будет гарантировать стопроцентный успех, но это даст двойную гарантию того, что вы сможете увеличить свою прибыль, по сравнению с обычными предпринимателями. Полное представление о франчайзинге можно узнать, посещая определенные семинары, где вы должны окончательно решить, нужна ли вам франшиза или нет. Хотите ли вы полностью управлять своим бизнесом? А самое главное принесет ли это вам моральное и материальное удовольствие?