Франчайзинг давно себя зарекомендовал как надежный фундамент к открытию бизнеса. Статистика говорит, что на 10 компаний припадает 8, которые прибыльно работают с франшизой, чем не могут похвастаться другие, более независимые компании. Франчайзинг – это самая лучшая возможность развить свой бизнес – так говорят главы крупнейших корпораций, так как когда Вы получаете франшизу, Вы сразу получаете готовый материал: бренд, технологии, репутацию. Создавая все сначала Вы потеряете много ресурсов, как материальных, так и физических.
В России франчайзинг появился в 1993 году в Москве. Его появление спровоцировала сеть «Баскин Робинс». Это был первый магазин, который продал свою франшизу. На сегодняшний день цены франшиз колеблются от пары сотен до нескольких сотен тысяч долларов, а то и больше. Самой продвинутой страной в плане франчайзинга является США. Там франчайзинг является стандартом для всех бизнесов и компаний, а в России это отличительная черта лишь для самых крупных предприятий.
Так что такое франчайзинг и как на его основе строят бизнес?
Для начала следует разобраться с главными определениями:
– Франчайзинг – это взаимоотношения, которые складываются между франчайзером и франчайзи.
– Франчайзер – это компания, которая продает другой начинающей компании свою торговую марку.
– Франчайзи – это та самая начинающая компания, которая на оговоренной территории использует данную торговую марку.
– Первоначальный взнос – это взнос, который выплачивается только единожды франчайзеру от лица франчайзи.
– Роялти – это взносы, которые франчайзи обязуется выплачивать еженедельно/ежемесячно в зависимости от заключенного между ними договора.
Как же работает вся эта система? Франчайзи делает первоначальный взнос и поэтому вступает в контакт с франчайзером, при этом получая права на данную торговую марку, имея полный доступ ко всем технологиям и инновациям. Франчайзер контролирует весь бизнес, проводит обучение персонала, помогает с планом развития бизнеса, а за это франчайзи платит роялти. Схема этих взаимоотношений зависит в основном от того, какие условия и требования выставит франчайзер.
Франчайзинговая система в начале бизнеса очень нужна, так как франчайзи, по сути, ничего делать не нужно. Франчайзер делает все сам: ремонтирует помещения, обучает персонал, развивает бизнес в нужном направлении, так как у него уже есть опыт работы с данной франшизой. Все время работы компании помощь от франчайзера не прекращается. Он может помочь в любое время и по любым вопросам.
В франчайзинг входит право на бренд, поэтому франчайзи не нужно заниматься раскруткой на рынке, рекламированием продукта и конкурированием, ведь репутация на рынке уже есть, осталось лишь использовать это.
В франчайзинговом договоре уже расписаны положения компании. Поэтому для франчайзи это очень выгодно, так как отсутствует конкуренция. А в то же время для самостоятельного предпринимателя вопрос о конкурирующих фирмах и их позициях остается загадкой.
Франчайзер может выступить гарантом, если франчайзи решит взять кредит. Это очень выгодно, потому что при других условиях франчайзи мог просто не получить этот кредит. Поэтому это очередной плюс, выгодно отделяющий франчайзинг от самостоятельного развития.
Так как в этой сфере франчайзер уже опытен и грамотен, то не сложно будет провести диагностику будущего развития новой компании, дабы избежать различных рисков и излишних трат. Ко всему прочему не нужно будет изучать рынок, так как франчайзер даст об этом всю информацию.
Но и без минусов не обойтись. Одним из них является то, что вам нужно иметь начальный капитал. Траты на первоначальный взнос и роялти никто не отменял. В то время индивидуальный предприниматель может и без лишних трат открыть свой бизнес.
Так же вы становитесь слишком зависимы от данной франшизы. Когда владелец бренда отлично контролирует бизнес то и у контролируемого предпринимателя нет проблем. Но не всегда все так безоблачно, поэтому иногда развитие бизнеса может идти весьма плохо.
Как правило, если вы покупаете недорогую франшизу, то и прибыль будет невысокая. Не рассчитывайте сразу на гору доходов.
Как же выбрать нужную франшизу и франчайзера, а главное сделать это недорого?
Весьма затруднительно найти и отличную и дешевую франшизу одновременно. Для того чтобы выбрать лучший вариант, необходимо оценивать следующие показатели работы франчайзера:
1) Срок пребывания торговой марки на рынке. Нужно выяснить то, как идет бизнес франчайзера и его развитие. В основном все крупные организации начинают продавать свои франшизы лишь через несколько лет после старта. Если свою франшизу продает новая и малоизвестная компания – нужно быть осторожным.
2) То, как компания собирается развиваться и ее планы на будущее.
3) Насколько франчайзер лоялен, готов ли он полностью делиться информацией. Кроме того, нужно проверить наличие всех юридических документов, а так же патенты, которые разрешают вести дела в данной сфере бизнеса.
4) Нужно старательно проштудировать договор франчайзинга, чтобы в будущем оградить себя от непредвиденных затрат. Франчайзеры в большинстве случаев стараются привязать всех к одному поставщику. Это неправильно, так как это может привести к большим материальным потерям.
5) При выборе франшизы нужно тщательно изучить вопрос о выходе из договора, потому что случалось так, что Ваше предприятие после истекания срока франшизы может быть куплен за небольшие деньги.
Понятие «дешевые франшизы» весьма относительное, и эта относительность зависит от того, у кого какие понятия о дешевизне. В среднем действительно дешевые франшизы обойдутся Вам не более 10 тысяч долларов.
Самыми востребованными франшизами считаются услуги населению. Франчайзеров в этой сфере огромное количество и цены на их бренды весьма невысоки, потому что в большинстве случаев подобные франшизы практически неизвестны. Так же расходы снизит то, что не нужно закупать товары, что тоже является большим плюсом. После сфер услуг по востребованности идут продажи брендовой одежды.
Какие же могут сложиться непредвиденные проблемы, когда вы покупаете дешевую франшизу?
Франчайзинг не может обойтись без материальных затрат. Вы должны понимать, что не каждая дешевая франшиза является безуспешной, так же как и самая дорогая франшиза не всегда отличается прибыльностью.
Для начала нужно хорошенько изучить договор, привести в сравнение различные стоимости и сделать соотношение цены и условий, ибо в этом вся соль. Очевидно, что ничего за бесплатно не дадут. Но так же это не значит, что дешевые франшизы являются невыгодными. Безусловно они не лишены недостатков, однако многие предприятия работают с ними продолжительные сроки.
Перед тем, как купить недорогую франшизу, Вы должны понять насколько с вами откровенен франчайзер. Они могут скрыть от вас неприятные или важные детали, дополнительные расходы. Так же проблемными моментами является слабая или плохая репутация предприятия, что приведет к затратам на рекламу, низкий доход, или длительные роялти франчайзеру.
В основном, недорогие франшизы продают те, кому нужны партнеры, выйти на франчайзинговый рынок или расслоить бизнес. Если учитывать все возможные ловушки, специально устроенные франчайзерами, и удачно избегать их, то можно с большой вероятностью приобрести отличную франшизу, благодаря которой вы без особого труда сможете развить свой бизнес.
Франчайзинг до сих пор развивается и все больше начинающих бизнесменов убеждаются в выгодности данного хода. Но Вы должны запомнить, что приобретение франшизы не обеспечивает вам гарантию на успех, так как много что зависит от того, насколько удачно вы ее выбрали. И в большинстве случаев только от франчайзера зависит то, каких успехов достигнет ваш проект.