Каждая фирма, когда-либо сталкивается с таким вопросом, как необходимость разработки бизнес-плана, в котором описывается бизнес и среды его развития. Не обойтись и компании, которою ждут наступающие перемены материального характера и руководителю такого предприятия просто необходимо такое руководство.
Бизнес-план включает в свой состав несколько основных разделов.
Введение
Открыв представленный соискателем документ, потенциальный инвестор, в первую очередь обращает внимание на «Введение». В этом элементе бизнес-плана должны описываться основные характеристики деятельности, оно не должно быть объёмным, одной страницы достаточно.
В этом разделе бизнес-плана должны быть отражены: цели проекта, пути их реализации, значимость, а также перемены, которые произойдут после достижения первоначальных целей. Также стоит описать основные причины, послужившие основой создания проекта.
В этой части указывается:
- Название предприятия
- Дата создания
- Вид деятельности
- Форма собственности
Изложение должно быть кратким.
Для изложения перспектив формирования бизнеса необходимо обладать усидчивостью и навыками, ведь в дальнейшем этот документ будет применяться предпринимателем как инструкция в работе.
1. Титульная страница бизнес-плана
Первое впечатление у инвестора складывается именно от увиденной титульной страницы. Поэтому, данная страница должна быть лаконичной и содержать интересующую инвестора информацию:
- Ф.И.О. директора и специалиста, составившего план
- Наименование организации
- Адрес предприятия
- Контактный номер телефона, факса
- Дата создания документа
Большинство инвесторов делают свой первый выбор, ознакомившись именно с этим листом, поэтому стоит правильно его заполнить и указать необходимые данные. Если бизнес-план готовится к представлению нескольким партнёрам-инвесторам, на каждой копии следует указать кому именно.
2. Резюме проекта
Осведомившись с общими данными, инвестор переходит к данному разделу – резюме («миниатюрный бизнес-план»), объём которого не должен быть более 3х страниц. В этом разделе содержится описание инвестиционного проекта, а именно:
- Идеи
- Необходимые действия для воплощения задуманного
- Требуемые затраты
- Имеющиеся риски
- Итоговые показатели
Будущие инвесторы должны оценить привлекательность описываемой идеи. Лучше писать этот фрагмент планирования в последнюю очередь , что позволит увидеть все стадии работы и сделать свои выводы.
Резюме должно содержать такие части:
- Введение, в котором указывается – цели плана, суть проекта
- Основное содержание, в котором присутствуют основные составляющие бизнес-планирования: прогнозирование спроса, род деятельности, источника прибыли.
- Заключительная часть, содержащая способы действий предпринимателя и факторы успеха.
Чтобы резюме заинтересовало читателя, вызвать желание к дальнейшему ознакомлению со всем планом и в дальнейшем инвестировать в проект средства, необходимо тщательно его проработать.
3. Описание компании
В данной части описывается история возникновения организации, принципы управления, производственные успехи предприятия и сотрудников, анализ прошлой работы. Эти сведения необходимо подтвердить фактами. Прочитав эту информацию, потенциальный инвестор должен понять:
- Род занятий предприятия
- Этап его развития
- Источники формирования прибыли
- Месторасположения предприятия
Необходимо отметить текущий этап развития фирмы, наличие подготовленного ассортимента продукции.
4. Описание продукта или услуги
Именно в этой части читатель узнает о характеристиках предлагаемых товаров, услуг, потребительских свойствах, их стоимости, качественных характеристик, отличительных особенностей от аналогов.
Следует отметить имеющиеся преимущества, по сравнению с товарами/услугами предложенными конкурентами. Такие как:
- Оригинальный и более лучший дизайн
- Технические характеристики
- Простота эксплуатации
- Надежность
- Многое другое.
Хорошее дополнение – презентация образцов продукции, ознакомление с отзывами покупателей и опросов потребителей.
5. Маркетинговый анализ
Бизнесмен должен иметь четко представление об особенностях рынка и требований к продаваемой продукции. В этом разделе производится оценка дохода бизнеса. Промышленность оказывает влияние на развитие бизнеса, поэтому стоит провести детальный анализ сектора промышленности. Стоит помнить о потребительских нуждах, так как бизнес обязан удовлетворять потребности розничных и оптовых торговцев, собственников магазинов.
Анализ конкурентов – это важная составляющая этого пункта. Бизнесмен должен быть осведомлен о самых важных аспектах их благополучной деятельности.
В этом материале должны отражаться сведения о степени востребованности товара на рынке, его количества и цене.
6. Стратегия продвижения товара
В этой части следует описать принципы ценовой политики фирмы. Востребованность товара зависит от необходимости осуществление рекламной компании. На стадии планирования стоит указать способ донесения рекламной информации до потребителя: воспроизведение роликов рекламы на телевидении, радио, в Интернете.
В данной части следует провести анализ механизма сбыта, отметить способы стимулирования продаж: системой скидок и выдача дисконтных карт и др.
Инвестор должен быть осведомлен о конкуренции в данном сегменте рынка. Указать главных конкурентов, их слабые и сильные стороны.
7. Производство
Предприниматель должен акцентировать внимание на возможность производства его компанией в указанные сроки товара высокого качества в достаточном количестве. В этой части следует рассмотреть процедуры и процессы, с помощью которых буду воплощены идеи и задействованные производственные мощности.
Инвестор должен быть осведомлён о:
- поставщиках сырья
- комплектующих
- технологиях производства
- материалах
В случае планирования реконструкции или строительных работ, должны описываться технические решения и расчеты на такие расходы.
На всём протяжении производственного процесса должен быть организован обязательный контроль качества и учет и в бизнес-плане это должно отражаться: способ проведения и видов стандартизации.
8. План по персоналу
В этом пункте указывается качественный (профиль, предыдущий опыт работы, образование и предполагаемый уровень зарплаты) и количественный состав персонала. Действующие сотрудники представляют биографические справки. Благодаря такому плану происходит более легкое построение стратегии работы, соответствующей целям организации и расчет суммы затрат на оплату труда персонала.
9. Организационная структура и управление
В этой части раскрывается особенности организации трудовой деятельности персонала. Указывается состав подразделений предприятия, квалификационные требования, сам расчет зарплаты, социальное обеспечение и поощрение руководству.
Инвесторам должны быть информированы о форме собственности фирмы, наличии и составе акционеров, принадлежащей им доли в уставном капитале, принципах управления.
10. Финансовый план
Данный раздел наглядно показывает, какие потребуются материальные затраты для реализации проекта. Именно здесь происходит расчет существующих финансовых потоков компании: прибыль компании, затраты, налоги и получаемый доход.
Изучив эти данные, инвестор должен понять о каком количестве вложений идёт речь, целевое использование и возможного исхода мероприятия. На отрицательные и положительный аспекты финансовой деятельности укажет балансовый отчёт, за определённый период времени, отражающий итоговые показатели деятельности предприятия.
Подсчет наличности на счету компании отражает отчёт о движении финансов. Отчёт о расходах и доходах отражает доходность товара, а также приводится сравнительные данные о прибыльности позиций товара.
11. Анализ рисков проекта
Здесь производится описание возможных рисков, их характеристик, анализ действий, направленных на решение проблем. Отдельное внимание заслуживают очевидные риски.
Существует качественный и количественный анализ. В первом случае определяются виды рисков, факторы и причины возникновения, во втором – численные размеры.
Риски бывают систематическими и несистематическими. Первые – постоянно присутствующие, такие как: экологические проблемы, политическая нестабильность, несовершенность законодательства, валютные колебания. Если риски частично устранимы, то это – несистематические риски, к которым можно отнести: ценовое изменение, выполнение меньшего объёма работ от запланированного, получение меньшего размера от ожидаемого уровня дохода.
12. Приложения к бизнес-плану
Это документы, являющиеся основой бизнес-планирования, а также справочная и дополнительная литература.
Материалы, собранные в приложении:
- Копии документации, характеризующей рабочий процесс компании (дипломы, отзывы в СМИ и т.д.)
- Материалы, связанные с новизной товара/услуги (фото, схемы, рисунки, графики)
- Данные, подтверждающие значимость продукции (исследования, опросы)
- Калькуляция, сметы и расчеты
- Наименование конкурирующих фирм, характеристика их деятельности и продукции
- Каталоги, прайсы, контракты
- Резюме руководства
- Заключение экспертиз.
Помимо вышеперечисленного, в этот перечень могут быть добавлены: страховые документы и поручительства, подтверждающие минимальность рисков, инвестируемых в проект средств.
13. Заключение
В этой части доказывается перспективность проекта и получение определённой выгоды.
Формирование бизнес-планирования это половина успеха. Положительные результаты будут достигнуты путём изучения всех необходимых аспектов, детальной проработки, грамотного оформления документов и отличной презентации.
Считать себя «Творцом» может создатель подобного руководства, способным создать модель своего будущего бизнеса. Основываясь на практических примерах, можно сделать вывод: Лучшие проекты созданы руководством предприятий с помощью квалифицированных в этой области специалистов.