Как корпоративная сделка, франчайзинг чаще всего представляет собой договор между крупной и более мелкой компанией. Крупная компания (именуемая франчайзером) с его помощью расширяет бизнес под собственной торговой маркой, а малая (франчайзи) входит, по сути, в уже готовый бизнес при минимальных рисках. Помимо известного бренда, франчайзи могут получать от своего партнера дополнительные условия – консультационную помощь, содействие в поиске кредитов, организацию обучения сотрудников и поддержание системы контроля качества, а также поставки фирменного оборудования. В некоторых случаях такое содействие является без преувеличения уникальным, и договор франчайзинга является для малой фирмы единственным возможным способом получить ее на рынке.
Стоимость договора складывается из «франшизы» – единовременного стартового взноса для вступления в марочную сеть, и «роялти» – ежемесячных отчислений. Значительная часть «роялти» затрачивается франчайзером на маркетинг, рекламу и развитие торговой марки. Конкретная величина платежей определяется популярностью предоставляемого бренда на рынке и составом дополнительных условий договора. Наиболее выгодные предложения, включающие массу сопутствующих видов поддержки, стоят дороже.
Получая относительную защиту от рисков стартового периода, франчайзи обязуется следовать многим заранее устанавливаемым правилам. В этом состоит отличие франчайзинга от собственно свободного предпринимательства. Франчайзи может контролировать состояние помещений и оборудования партнера, проводить дополнительную сертификацию продукции и процесса обслуживания, предъявлять повышенные требования к опыту и квалификации задействованного персонала. Вступление во франчайзинг – не спасение от всех бед, а очень ответственный шаг, перед совершением которого необходимо внимательно проанализировать все пункты будущего договора.
Наиболее распространена такая форма корпоративного договора в сфере обслуживания – общепит, торговля и туриндустрия, но заключается они и в промышленных отраслях.
Разновидности франчайзинга.
По объему передаваемых прав договоры франчайзинга условно подразделяют на следующие подвиды:
Товарная сделка.
Франчайзи получает право только на реализацию товара франчайзера. Сервисное обслуживание, ремонт, сопутствующие производства и допродажи (торговля комплектующими) не входят в зону его ответственности.
Производственная сделка.
Оформляет право на организацию производства под маркой франчайзера. Но при этом, наоборот, права розничной продажи производимых товаров и комплектующих ограничены.
Сервисная сделка.
Заключается на право сервисного обслуживания продуктов франчайзера, исключая производство и продажу.
Смешанная сделка.
Такой вид сделок наиболее популярен сегодня. Заключается в передаче франчайзи комплекса производственных, торговых и сервисных прав возможностей. Франчайзи по сути становится филиалом франчайзора в на отельной территории, полностью осуществляя все брендовые функции. Положение франчайзи двойственное – они и не подчиненное структурное подразделение, и не полностью независимое предприятие. Многие рекомендации франчайзора обязательны к исполнению. Это в первую очередь касается соблюдения стандартов производства и сервиса, а также единства торговой политики. Но в организации сбыта франчайзи получает относительную свободу.