Как организовать курсы обучения, повышения квалификации, тренинги

Для того чтобы слушатели курсов обучения повышения квалификации проявляли внимание во время лекции, ведущему необходимо соблюдать некоторые правила. Одно из первых правил в данном случае: нельзя поддаваться на провокации, так как среди аудитории часто встречаются люди, которые намеренно провоцируют выступающего. Такие слушатели считают, что любое мнение  должно быть услышано, однако, в данном случае страдает именно лектор. Таким образом, тренер должен максимально владеть ситуацией и избегать лишних и провоцирующих высказываний (комментариев) слушателей.

Следующее правило связано с позицией лектора в ситуации, когда возникает дискуссия. Не совсем правильно утверждение о том, что тренер исключительно озвучивает мнение различных людей, исключением в этом плане можно считать, например, передачу Владимира Познера.

Однако такая позиция ведущего тренинга не приемлема в случае интенсивных курсов обучения повышения квалификации. Обучение потому и называется бизнес-тренингом, что основная форма работы заключается в умении видеть тупиковые моменты дискуссии, а также в умении находить выход из подобных ситуаций.

Бизнес-тренер должен видеть не только ход, но и результат дискуссии, к которой он подводит группу слушателей, и кроме того, он обязан понимать: какие моменты способствуют достижению нужного результата, а какие могут помешать ему в ходе тренинга.

Стандартные обязанности ведущего бизнес-тренинга включают в себя:

– концентрацию внимания на теме;

– регламент и предоставление слова участнику;

– понимание логики дискуссии.

Благодаря пониманию логики дискуссионного процесса тренер может  определить для себя: дать слово участнику тренинга или нет, кроме того, лектор вправе отказать слушателю в его желании выступить.

Тренер (лектор) обязан комментировать тему дискуссии или ставить вопросы, особенно если по реакции слушателей явно видно непонимание  материала. Немаловажно, что ведущий не только должен иметь свою точку зрения на любую из обсуждаемых проблем, но и должен быть готовым озвучить ее (точку зрения) в качестве ответа на вопрос слушателей, либо в качестве комментария к излагаемому материалу.

В течение дискуссионного процесса в обязанности тренера входят следующие: 1) тренер должен поддерживать дисциплину, следить за регламентом и контролировать выступления слушателей, таким образом, тренер должен выступать в качестве организатора тренинга; 2) ведущий должен иметь и уметь высказывать профессиональную точку зрения, то есть лектор должен быть экспертом по теме дискуссии; 3) лектор обязан следить за процессом обучения, а также за его результатом, соответственно тренер должен быть собственно тренером.

Необходимо учитывать, что не любая тема может выступать в качестве дискуссии, сложнее всего ведущему будет в тот момент, когда слушатели не изъявят желания участвовать в дискуссии. Часто в этом плане не вызывает интереса именно выбранная лектором тема, поэтому добиться настоящей дискуссии в подобной ситуации бывает очень непросто. Иногда, конечно, может помочь лектору опрос каждого слушателя, так как это может подогреть интерес к происходящему обсуждению, но так, к сожалению, бывает не всегда.

Несомненно, основной целью тренинга дискуссия не является, так как она  изначально носит вспомогательный характер. Дискуссионный процесс непроизвольно подталкивает участников к проявлению активности, это проявляется в высказывании мнений слушателями и т.д. В связи с этим работы в группах, различные презентации, лекционные мероприятия и другие формы работы могут сопровождаться дискуссией, что сделает любой тренинг более интересным и привлекательным.