Автомобиль сегодня является поистине массовым из массовых товаров. С ежегодным увеличением численности автопарков крупных и средних городов постоянно растет спрос на услуги разнообразного технического обслуживания. Никакая, даже самая совершенная и дорогая машина не может бесконечно эксплуатироваться без них. Современный автосервис является полноценным видом бизнеса, запуск которого необходимо тщательно планировать. Рациональный бизнес-план помогает достичь наивысших экономических результатов тем, кто отваживается начать собственное дело.
Бизнес-план открытия автосервиса.
Описываемые услуги являются вторичным рынком по отношению к основному – собственно рынку автомобилей. Крупнейшие автомобильные гиганты традиционно относят Россию к наиболее перспективным рынкам, объемы продаж здесь от года к году растут гораздо быстрее, чем в насыщенных предложением развитых странах. На рынке услуг техобслуживания же в России выделяют следующие секторы:
- Официальные авторизованные центры, «привязанные» к одной или нескольким конкретным маркам. Солидные автоконцерны предъявляют достаточно жесткие требования к потенциальным дилерам, поэтому проникнуть в эту нишу весьма нелегко.
- Сети СТО, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких сотен пунктов обслуживания, географически широко распределенных. Весьма популярны на Западе, однако в России представлены мало.
- Отдельные частные станции. Выгодно отличаются от прочих лишь низкой ценой, но довольно часто этого преимущества вполне хватает для успешного ведения бизнеса.
- Услуги индивидуальных специалистов, в том числе выездных. Идеальны в качестве «скорой помощи» автомобилисту, но сильно уступают другим вариантам оказания техпомощи по популярности.
Открываем СТО с чистого листа – бизнес-план.
Это материал будет особенно полезен тем, кто не обладает никаким опытом управления собственным бизнесом в сфере техобслуживания.
Ключевыми факторами успеха создаваемого предприятия будут следующие:
- Широкий набор оказываемых услуг;
- Хороший контакт с целевыми группами потребителей;
- Современная техническая база;
- Уровень профессионализма сотрудников.
Нормы предписывают размещать СТО не ближе пятидесяти метров от жилых зданий. Обязательным является оборудование таких предприятий централизованным водоснабжением и канализацией, а также получение разрешений от ГИБДД, госпотребнадзора и органов пожарного контроля.
Необходимо учитывать расположение уже существующих станций (конкурентов) и удобство подъезда. Для организации обслуживания легковушек вполне хватит трехсот квадратных метров. Необходимо исследовать, услуги для каких автомобильных марок могут оказаться самыми востребованными в выбранном районе. Многое будет определяться уровнем квалификации технического персонала. Для простоты уплаты налогов можно выбрать наиболее простую организационную форму – предприниматель без образования юридического лица.
Описание услуг.
Для молодого предприятия набор оказываемых услуг должен быть достаточно широким. Наиболее востребованные виды ремонта – это восстановление двигателя и коробки передач, а также замена элементов трансмиссии. Не столь экономически выгоден ремонт систем тормозов, но такая услуга является практически обязательной для оказания. В краткие периоды под влиянием моды значительного успеха добиваются узкоспециализированные станции (автотюнинг, системы освещения, и т. д.).
Рынок техобслуживания и ремонта автомашин.
Ключевым недостатком большинства отечественных автосервисов остается низкая оперативность и большие задержки с выполнением работ. Именно на этом может сыграть молодая компания. Деятельность наиболее опасных конкурентов необходимо оценивать с точки зрения лседующих факторов:
- Набор доступных услуг;
- Средний уровень цен;
- Популярность и степень привлечения клиентов.
Это поможет определить наиболее перспективную нишу. Для начинающего предприятия особенно важна грамотная реклама. Помимо СМИ и сети Интернет хорошую эффективность показывает наружная реклама, удачно расположенная относительно перемещения большого количества автовладельцев.
План организации автосервиса.
Минимальный набор оборудования, необходимый для начала работы, включает следующие позиции:
- автоподъемник (стоимость – от сорока до ста двадцати тысяч рублей);
- диагностическое оборудование (шестьдесят-сто с тысяч);
- инструментарий (еще порядка ста тысяч).
При выборе специализации этот набор, как и состав привлекаемого персонала, может изменяться. Чаще всего требуется постоянное присутствие на рабочем месте в рабочее время двух-трех мастеров, для чего, при сменной работе, потребуется нанять пять или шесть специалистов. Кроме того, может потребоваться наемный менеджер, если владелец бизнеса не может выполнять эту функцию сам.
Принципы успеха СТО.
- Партнерские взаимоотношения с поставщиками запчастей. Сегодня на этом рынке присутствует масса компаний, хорошо представленных и в интернете, и на отраслевых форумах (выставках, ежегодных ярмарках, и т. д.). Планирование закупок и запасов необходимо вести с учетом сезонности спроса на услуги. Необходимо найти баланс между объемами запасов и суммой капитала, который в них «омертвляется». Особенно важно это для крупных сетевых центров с многочисленными филиалами.
- На начальном этапе предстоит сосредоточиться на наиболее экономически выгодных видах обслуживания (монтаж шин и ремонт кузова). За счет них можно накопить капитал для внедрения других, долее сложных услуг.
- Путей наращивания дохода два – увеличение клиентуры и сокращение издержек. По мере приобретения опыта СТО просто вынуждена расширять ассортимент услуг, менять поставщиков оборудования и материалов, удачно оперировать с условно-постоянными издержками.
Приобретение готового бизнеса.
Многие предприниматели, располагающие большими объемами свободного капитала, но не имеющие специального опыта именно в сфере техобслуживания, предпочитают именно такой вариант. Бизнес «под ключ» здесь сегодня обойдется не менее чем в шестьдесят тысяч долларов США. Важные обстоятельства при приобретении такого бизнеса:
– срок аренды и особенности арендного контракта;
– состав и профессиональные качества коллектива;
– характер связей с поставщиками;
– удобство расположения с точки зрения клиентов;
– состояние материально-технической базы (оборудования).
Эти факторы должны оказывать существенное влияние на цену реализуемого предприятия.