Правила cоставления бизнес-плана.

pravila-costavleniya-biznes-planaКаждая фирма, когда-либо сталкивается с таким вопросом,  как необходимость разработки бизнес-плана, в котором описывается бизнес  и среды его развития. Не обойтись и компании, которою ждут наступающие перемены материального характера и руководителю такого предприятия просто необходимо такое руководство.

Бизнес-план включает в свой состав несколько основных разделов.

Введение

Открыв представленный соискателем документ, потенциальный инвестор, в первую очередь обращает внимание на «Введение». В этом элементе бизнес-плана должны описываться основные характеристики деятельности, оно не должно быть объёмным,  одной страницы достаточно.

В этом разделе бизнес-плана должны быть отражены: цели проекта, пути их реализации, значимость, а также перемены, которые произойдут после достижения первоначальных целей.  Также стоит  описать основные причины, послужившие основой создания проекта.

В этой части указывается:

  • Название предприятия
  • Дата создания
  • Вид деятельности
  • Форма собственности

Изложение должно быть кратким.

Для изложения перспектив  формирования бизнеса необходимо обладать усидчивостью и навыками,  ведь в дальнейшем этот документ будет применяться предпринимателем как инструкция в работе.

1. Титульная страница бизнес-плана

Первое впечатление у инвестора складывается именно от увиденной титульной страницы.  Поэтому, данная страница должна быть лаконичной и содержать интересующую инвестора информацию:

  • Ф.И.О. директора и  специалиста,  составившего план
  • Наименование организации
  • Адрес предприятия
  • Контактный номер телефона, факса
  •  Дата создания документа

Большинство инвесторов делают свой первый выбор, ознакомившись именно с этим листом, поэтому стоит правильно его заполнить и указать необходимые данные. Если бизнес-план готовится к представлению нескольким партнёрам-инвесторам,  на каждой копии следует указать  кому именно.

2. Резюме проекта

Осведомившись с общими данными, инвестор переходит к данному разделу – резюме («миниатюрный бизнес-план»), объём которого не должен быть более 3х страниц. В этом разделе содержится описание инвестиционного проекта, а именно:

  • Идеи
  • Необходимые действия для воплощения задуманного
  • Требуемые затраты
  • Имеющиеся риски
  • Итоговые показатели

Будущие инвесторы должны оценить привлекательность описываемой идеи. Лучше писать этот фрагмент планирования в последнюю очередь , что позволит увидеть  все стадии работы и сделать свои выводы.

Резюме должно содержать такие части:

  • Введение, в котором указывается – цели плана, суть проекта
  • Основное содержание,  в котором присутствуют основные составляющие бизнес-планирования: прогнозирование спроса, род деятельности, источника прибыли.
  • Заключительная часть, содержащая способы действий предпринимателя и факторы успеха.

Чтобы резюме заинтересовало читателя, вызвать желание к дальнейшему ознакомлению со всем планом и в дальнейшем  инвестировать  в проект средства, необходимо тщательно его проработать.

3. Описание компании

В данной части описывается история возникновения организации,  принципы управления, производственные успехи предприятия и сотрудников, анализ прошлой работы. Эти сведения необходимо подтвердить фактами.  Прочитав эту информацию, потенциальный инвестор должен понять:

  • Род занятий предприятия
  • Этап его развития
  • Источники формирования прибыли
  • Месторасположения предприятия

Необходимо отметить текущий этап развития фирмы, наличие подготовленного ассортимента продукции.

4. Описание продукта или услуги

Именно в этой части читатель узнает  о характеристиках предлагаемых товаров, услуг, потребительских свойствах,  их стоимости, качественных характеристик, отличительных особенностей от аналогов.

Следует отметить имеющиеся преимущества,  по сравнению с товарами/услугами предложенными конкурентами. Такие как:

  • Оригинальный и более лучший дизайн
  • Технические характеристики
  • Простота эксплуатации
  • Надежность
  • Многое другое.

Хорошее дополнение —  презентация образцов продукции, ознакомление с отзывами покупателей и опросов потребителей.

5. Маркетинговый анализ

Бизнесмен должен иметь четко представление об особенностях рынка и  требований к продаваемой продукции. В этом разделе производится оценка дохода бизнеса.  Промышленность оказывает влияние на развитие бизнеса, поэтому стоит провести детальный анализ сектора промышленности.  Стоит помнить о потребительских нуждах, так как бизнес обязан удовлетворять потребности розничных и оптовых торговцев, собственников магазинов.

Анализ конкурентов – это важная составляющая этого пункта.  Бизнесмен должен быть осведомлен о самых важных аспектах их благополучной деятельности.

В  этом материале должны отражаться сведения о степени востребованности товара на рынке, его количества и цене.

6. Стратегия продвижения товара

В этой части следует описать принципы ценовой политики фирмы. Востребованность товара зависит от необходимости осуществление рекламной компании. На стадии планирования стоит указать способ донесения рекламной информации до потребителя: воспроизведение  роликов рекламы на телевидении, радио, в Интернете.

В данной части следует провести анализ механизма сбыта, отметить способы стимулирования продаж: системой скидок и выдача дисконтных карт и др.

Инвестор должен быть осведомлен о конкуренции в данном сегменте рынка. Указать главных конкурентов, их слабые и сильные стороны.

7. Производство

Предприниматель должен акцентировать внимание на возможность производства его компанией в указанные сроки товара высокого качества в достаточном количестве.  В этой части следует  рассмотреть процедуры и процессы, с помощью которых буду воплощены идеи и задействованные производственные мощности.

Инвестор должен быть осведомлён о:

  • поставщиках сырья
  • комплектующих
  • технологиях производства
  • материалах

В случае планирования реконструкции или строительных работ, должны описываться технические решения и расчеты на такие расходы.

На всём протяжении производственного процесса должен быть организован обязательный контроль качества и учет и в бизнес-плане это должно отражаться: способ проведения и видов стандартизации.

8. План по персоналу

В этом пункте указывается качественный (профиль, предыдущий опыт работы, образование и предполагаемый уровень зарплаты) и количественный состав персонала. Действующие сотрудники представляют биографические справки. Благодаря такому плану происходит более легкое построение стратегии работы, соответствующей целям организации и расчет суммы затрат на оплату труда персонала.

9. Организационная структура и управление

В этой части раскрывается особенности организации трудовой деятельности персонала. Указывается состав подразделений предприятия, квалификационные требования, сам расчет зарплаты, социальное обеспечение и поощрение руководству.

Инвесторам должны быть информированы о форме собственности фирмы, наличии и составе акционеров, принадлежащей им  доли в уставном капитале, принципах управления.

10. Финансовый план

Данный раздел наглядно показывает, какие потребуются материальные затраты для реализации проекта. Именно здесь происходит расчет существующих финансовых потоков компании: прибыль компании, затраты, налоги и получаемый доход.

Изучив эти данные, инвестор должен понять о каком количестве вложений идёт речь, целевое использование и возможного исхода мероприятия.  На отрицательные и положительный аспекты финансовой деятельности укажет балансовый отчёт, за определённый период времени, отражающий итоговые показатели деятельности предприятия.

Подсчет наличности на счету компании отражает отчёт о движении финансов. Отчёт о расходах и доходах отражает доходность товара, а также приводится сравнительные данные о прибыльности позиций товара.

11. Анализ рисков проекта

Здесь производится описание возможных рисков, их характеристик, анализ действий, направленных на решение проблем.  Отдельное внимание  заслуживают очевидные риски.

Существует качественный и количественный анализ. В первом случае определяются виды рисков, факторы и причины возникновения, во втором — численные размеры.

Риски бывают систематическими и несистематическими. Первые – постоянно присутствующие, такие как: экологические проблемы, политическая нестабильность, несовершенность законодательства, валютные колебания. Если риски частично устранимы, то это – несистематические риски, к которым можно  отнести: ценовое изменение, выполнение меньшего объёма работ от запланированного, получение меньшего размера от ожидаемого уровня дохода.

12. Приложения к бизнес-плану

Это документы, являющиеся основой бизнес-планирования, а также справочная и дополнительная литература.

Материалы, собранные в приложении:

  • Копии документации, характеризующей рабочий процесс компании (дипломы, отзывы в СМИ и т.д.)
  • Материалы, связанные с новизной товара/услуги (фото, схемы, рисунки, графики)
  • Данные, подтверждающие значимость продукции (исследования, опросы)
  • Калькуляция, сметы и расчеты
  • Наименование конкурирующих фирм, характеристика их деятельности и продукции
  • Каталоги, прайсы, контракты
  • Резюме руководства
  • Заключение экспертиз.

Помимо вышеперечисленного,  в этот перечень  могут быть добавлены: страховые документы и  поручительства, подтверждающие минимальность рисков,  инвестируемых в проект средств.

13. Заключение

В этой части доказывается перспективность проекта и получение определённой выгоды.

Формирование бизнес-планирования это половина успеха.  Положительные результаты будут достигнуты путём изучения всех необходимых аспектов, детальной проработки, грамотного оформления документов и отличной презентации.

Считать себя «Творцом» может создатель подобного руководства, способным создать модель своего будущего бизнеса.  Основываясь на практических примерах, можно сделать вывод: Лучшие проекты созданы руководством предприятий с помощью квалифицированных в этой области специалистов.